А ВЫ ЗНАЕТЕ, КАК ТЕСТИРУЮТ КОСМЕТИКУ?

А ВЫ ЗНАЕТЕ, КАК ТЕСТИРУЮТ КОСМЕТИКУ?

Сертификация косметики призвана подтвердить, что продукт соответствует требованиям к нему. Система сертификации, действительная сегодня, была введена еще в 1994 году. Ее задача — дать утвердительный ответ о безопасности исследуемого средства. Заметьте, сертификация не имеет отношения ни к эффективности косметики, ни к соответствию обещанного реальным возможностям препарата. Сертификат может гарантировать только отсутствие токсических веществ, способность средства противостоять появлению в нем микроорганизмов, бактерий, отсутствие токсического и аллергического действий препарата.

Производят сертификацию организации, аккредитованные Госстандартом России и Госэпиднадзором, то есть входящие в специальный перечень Минздрава. Среди них — Институт красоты, Парфюмтест, НИИ медицины труда и другие организации. В стенах этих организаций косметика тестируется и получает разрешительные документы: сертификат соответствия или гигиеническое заключение. Эти бумаги позволяют продавать и приобретать косметическую продукцию.

Любопытно, но факт: вся косметика сертифицируется одинаково. И те средства, которые продаются в палатках и подземных переходах, и те, что красуются на полках в дорогих магазинах и аптеках, проходят абсолютно одинаковые процедуры на определение их безопасности. При этом четкой границы между просто косметикой и косметикой аптечной или лечебной в нашей стране не проводится.

А вот за рубежом разница между профилактической косметикой и косметикой лечебной определяется довольно просто. К лечебной косметике относится только та, что прошла клинические испытания, то есть подтвердила эффективность своего воздействия.

В нашей стране также существует так называемая добровольная сертификация. Проводится она, как правило, исключительно по инициативе производителя. И за его, разумеется, деньги. Вопросы, которые ставятся в процессе добровольной сертификации, уже более емкие: эффективность, точнее соответствие обещаний аннотации, данным исследования, органолептические свойства, безопасность, упаковка и ее качество.

Еще одна форма добровольной сертификации — сертификация систем качества. Система качества — это комплекс вопросов по организации производства, технологическим процессам и так далее. Этот вид сертификации доступен в нашей стране далеко не всем. При всей кажущейся скучности этого вопроса сертификация в нашей стране, как ни странно, относится к спорным вопросам. В косметике эта спорность состоит в большом различии систем сертификации у нас и за рубежом. И главное, в стремлении приблизить ее к общему знаменателю. Но сделать это чрезвычайно непросто. Так, в прошлом году Государственная дума пыталась внести какие-то коррективы в этом направлении, но безрезультатно. На Западе сертифицируется само производство, точнее это делается единожды и навсегда. У нас, как вы поняли, ситуация другая, приходится сертифицировать каждый продукт или линию продуктов. При этом зарубежные компании заинтересованы в создании на рынке привычных правил. Что собственно и пыталась изменить Дума. Но сертифицировать российские производства сейчас не представляется возможным. Оборудование для нашего производителя — это очень серьезный вопрос, и каждая фирма буквально выкручивается, как может.

Добровольная сертификация на Западе тоже существует. Как и у нас, такой документ говорит об уровне производства, о качестве продукции и соответственно более высоком рейтинге по сравнению с конкурентами. Российские производители косметики тоже стремятся повысить уровень своей продукции и организации производства в глазах потребителя России и других стран, поэтому проходят такую процедуру. Значок ISO 9001-2000 на упаковке обозначает, что бренд получил международный сертификат качества.

НА СТРАЖЕ

Косметические средства — это сложные многокомпонентные составы. Каждый из этих компонентов оказывает определенное действие на кожу. Поэтому при их использовании возникает крайне важный вопрос — не является ли ингредиент раздражающим агентом или аллергеном. Принято считать, что список таких веществ превышает 5000 наименований. Особое внимание обычно уделяют нескольким группам ингредиентов.

АКТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Это растительные экстракты, экстракты водорослей, плаценты, масла, грязи, соли, глины, витамины и провитамины, флавоноиды (фитоэстрогены) и многие другие. Они призваны питать, увлажнять, освежать нашу кожу. Но все они при неправильном использовании могут привести к возникновению раздражения, аллергии.

ПАВ

— поверхностно-активные вещества. Основа шампуней, гелей для душа, жидкого мыла. Кроме того, ПАВ входят в состав кремов в качестве эмульгаторов, то есть веществ, предупреждающих расслоение эмульсий. ПАВ ценят за их способность очищать кожу. Как в составе моющих средств, так и кремов, ПАВ могут нарушать липидную мантию кожи, тем самым увеличивая ее проницаемость, то есть доступность ее глубоких слоев компонентам средства. Нарушение липидного барьера кожи приводит к сухости кожи и даже к сухой себорее кожи головы. Раздражение слизистой глаз при мытье может спровоцировать возникновение конъюнктивита.

ОТДУШКИ

Вещества, придающие приятный аромат косметическим средствам. Чаще всего это сложные смеси синтетических или полусинтетических композиций, они заглушают естественный, не всегда приятный запах препаратов. Более сложные отдушки — натуральные растительные экстракты и эфирные масла. Они могут вступать в нежелательные взаимодействия с компонентами смеси, к тому же быстро улетучиваются. И те и другие используются в очень небольших дозах, но их способность вызывать аллергию все равно может проявиться.

КОНСЕРВАНТЫ

Предохраняют косметику от появления в ней бактерий и грибков. Сами эти вещества трудно назвать безобидными, консерванты являются своего рода антибиотиками. Это бактериостатики (то есть вещества, убивающие микроорганизмы), бактериоциды (блокируют способность микроорганизмов размножаться), фунгициды (уничтожают грибки). В больших дозах консерванты могут вызывать раздражение кожи и провоцировать аллергические реакции кожи. Для производителя косметики здесь тоже есть возможность обзавестись специальным сертификатом, он является добровольным и выдается организацией GMPC (The Guidelines For Good Manufacturing Practice Of Cosmetic Products), которая разрабатывает стандарты микробиологической чистоты косметических средств.

Раздражение и аллергические реакции наблюдаются не так часто. Но если они происходят, значит, произошла ошибка в концентрациях и выборе ингредиентов. Обычно при поступлении на производство все исходные вещества проверяются, а затем тестируется конечный продукт. Для этого применяются методики in vivo, то есть тесты на живых пробантах, и in vitro — тесты на изолированных животных тканях и клетках.

«КРОЛИКИ — ЭТО НЕ ТОЛЬКО ЦЕННЫЙ МЕХ»

С первого марта этого года в Европе введен запрет на тестирование готовой косметической продукции на животных, а вот исходные ингредиенты пока еще проверять на животных разрешается. К 2009 году планируется совсем отказаться от таких методов тестирования. Однако проверка действия веществ на живом организме дает возможность комплексно оценить безопасность продуктов и для человека. Испытания должны подтвердить отсутствие острой и хронической токсичности, отсутствие мутагенных, канцерогенных, нейротоксических, тератогенных эффектов, воздействия на репродуктивную функцию, а также раздражающего и сенсибилизирующего (сенсибилизация — повышенная готовность иммунной системы ответить на чужеродные вещества, то есть аллергия) действия.

Лучшими пробантами в данном случае являются кролики, крысы и свиньи. Однако символом этих экспериментов стал кролик. Поэтому бренды, отказавшиеся от опытов на животных, ставят на своей упаковке значок, обозначающий кролика, которого накрывает ладонь человека.

Но все же надо помнить, что проведение таких экспериментов дает возможность изучить действие вещества или средства на кожу, слизистые поверхности и при попадании внутрь.

Различают четыре класса опасных веществ: чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно опасные и малоопасные. В косметике используются только малоопасные вещества. И для того, чтобы определить класс опасности того или иного ингредиента, снова обращаются к помощи подопытных животных. Проверяемый компонент вводят в желудок животного, а затем оценивают его (животного) состояние.

Цель опыта — выяснить способность вещества накапливаться в тканях организма, то есть кумулятивный эффект.

Для оценки раздражающих свойств вещества применяют метод Драйзе — тестирование на слизистой оболочке глаз животных. В глаза закапывают исследуемый ингредиент, глаза несчастного кролика со временем мутнеют, он не может видеть.

При проверке действия веществ на кожу кроликам выщипывают шерсть и наносят изучаемый компонент, результаты изучаются.

Не менее жестокий способ применяется и для тестирования мумие в местах сбора. Посудите сами. Берут курицу, ломают ей ногу и прикладывают мумие, если нога за ночь заживает, то мумие хорошего качества.

Конечно нам, барышням с ухоженными лицами и руками, не слишком-то и приятно читать о таких садистских опытах. Но они существуют. Ради нашей, между прочим, красоты и безопасности. А коль так, то хочется верить, что у кроликов или свинок появится когда-нибудь памятник, подобный памятнику собакам Павлова, хотя их это вряд ли утешит.

Разумеется, в результате исследований подопытное животное часто слепнет, его кожа покрывается глубокими язвами. К тому же животное может участвовать только в одной серии опытов, после чего его попросту убивают. И это все притом, что даже не специалист может утвердительно говорить о различии между организмом человека и организмом животного. Для подтверждения цитата из Интернета: «Около 150 современных лекарств прошли многочисленные подобные испытания, были внедрены в серийное производство и оказались опасными для человека. Многие помнят трагическую историю с популярным в 60-е годы прошлого века препаратом талидомид — 10 тысяч детей с врожденными уродствами родились у женщин, принимавших его во время беременности».

ОПЫТЫ В ПРОБИРКЕ

Наиболее перспективными сегодня считаются опыты in vitro, которые применяются большинством зарубежных производителей, как для готовой косметики, так и ингредиентов. Эти тесты проводятся по двум методикам — органно-типичным и клеточным.

ОРГАННО-ТИПИЧНЫЕ ТЕСТЫ

предусматривают опыты на волосах, частицах волос, компонентов, близких по структуре. Мы помним, что волос состоит из белка кератина, так вот для экспериментов применяют кератиноподобные вещества.

КЛЕТОЧНЫЕ ТЕСТЫ

— это опыты на изолированных культурах клеток или тканей, взятых от животных. Например, клетках кожи, эритроцитах либо тромбоцитах и фибробластах крови животных.

Но самым интересным является использование искусственной кожи — модели натуральной кожи человека. Берется пункция кожи у здорового человека. Клетки кератиноциты (если вы помните, мы много писали о том, что из них состоит кожа) выращиваются в определенных условиях, затем на них проводятся тесты. Нам говорили, что искусственным способом можно вырастить какую угодно кожу: и сухую, и морщинистую, и даже угреватую.

А вот информация об открытии доктора Дамур. Ею был разработан материал, похожий на губку. Он применялся как каркас для размещенных на нем клеток кожи человека — фибропластов (фибропласты — клетки, формирующие волокна коллагена и эластина), увлажненность кожи поддерживалась гелеобразным веществом. Три недели клетки растут самостоятельно, продуцируя коллаген, эластин, полисахариды и другие), одним словом, формируется полноценная структура кожи.

На следующем этапе исследования на верхнем слое располагают кератиноциты и эпидермальные клетки. Они растут и формируют многослойный эпидермис с роговым слоем. За шесть недель полностью сформировался эквивалент кожи in vitro, с жизнеспособной дермой и эпидермисом. Эта кожа имеет, как вы уже поняли, структуру и функции как у настоящей кожи живого человека. Наличие подобных структур позволяет проводить эксперименты, которые показывают реальное воздействие на кожу человека.

Конечно, эксперименты in vitro имеют преимущества, но они не дают возможности судить о действии веществ на весь организм в целом и в динамике, это отмечали беседовавшие со мной специалисты. То есть сиюминутный эффект, по их мнению, не гарантирует полной безопасности и эффективности ингредиента.

Так работают на Западе. Отечественный производитель косметики в большинстве своем не тестирует свою косметику ни на животных, ни на тканях. И дело здесь не только в экономии денег (которых и на рекламу-то не хватает!) и даже не в нежелании создавать себе дополнительные хлопоты. Дело в осознании того, что серьезные тесты — это лаборатории с соответствующим оборудованием и немалый штат специалистов. Хотя грамотные разработчики косметики все же проверяют ее как на подопытных животных, так и на клеточных культурах.

ТЕСТЫ НА ЛЮДЯХ

Это клинические испытания. Основная часть так называемой добровольной сертификации. Они позволяют оценить реальную эффективность готовых средств на тех самых живых формах, которым предназначены. Эти испытания очень похожи на традиционные тестирования косметики в нашем журнале. Но они имеют и ряд существенных отличий.

Так, клинические испытания проводятся на базе клиник, под наблюдением врачей. Они отбирают группу пробантов в соответствии с требованиями производителя. Это могут быть здоровые люди или люди с какой-либо патологией, например выпадением волос, себореей, экземой и так далее. Пробанты пользуются средством, предоставленным компанией, и регулярно обследуются специалистами.

Например, исследования мыла проводились методом отпечатков на агаровую поверхность с искусственно зараженной микроорганизмами кожи рук пробантов (есть картинка). На участок предплечья наносились культуры стафилококков и стрептококков и энтеробактерий. Проверялось подавление роста испытуемых микроорганизмов в растворах мыла. Определялась скорость отмирания бактерий в растворах мыла, близких по концентрации к реальным.

Оценка результатов тестов производится как субъективно, так и при помощи техники. Например, если речь идет о волосах, может проводиться трихограмма.

Часто зарубежные компании проводят клинические испытания в России, хотя на родине они уже были сделаны. Причина проста: информация об итогах испытаний интересна прежде специалистам, а для них тесты, проведенные их коллегами в России, почему-то более интересны и авторитетны. Поэтому компании не жалеют средств для таких мероприятий.

Не секрет, что обычный покупатель косметики знаком с тонкостями этого вопроса и зачастую не обращает внимания на указания производителя. А между тем, только клинические испытания могут гарантировать эффект, описанный на упаковках товара. Ясно, что вложения в эти испытания отразятся на цене готового продукта на полке магазина. Поэтому средство будет не только надежным, но и более дорогим.

www.kose.ru

кожи вещества животных человека испытания тесты косметики кожу