СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ

СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ

"В крестьянском быту святки считаются самым большим шумным и веселым праздником. Они обнимают собой период времени от Рождества (25 декабря [7 января по н. ст.]) до Крещенья (6 января [19 января по н. ст.]), т. е. как раз тот период, когда земледельческое население, обмолотив хлеб и покончивши со всеми работами, предается отдыху.Святки считаются праздником молодежи по преимуществу, хотя и взрослое население не остается равнодушным к общему веселью и к тому приподнятому, несколько торжественному настроению, которое свойственно всем большим праздникам в деревне. Но все-таки центром празднеств служит молодежь: ее игры, песни, сборища и гадания дают тон общему веселью и скрашивают унылую, деревенскую зиму. В особенности большой интерес представляют святки для девушек: в их однообразную, трудовую жизнь врывается целая волна новых впечатлений, и суровые деревенские будни сменяются широким привольем и целым рядом забав и развлечений...Гаданье составляет, разумеется, центр девичьих развлечений, так как всякая невеста, естественно, хочет заглянуть в будущее и хоть с помощью черта узнать, кого судьба пошлет ей в мужья и какая жизнь ожидает ее впереди с этим неведомым мужем" ."На святках всячески наряжаются, кому как вздумается, и надевают маски, сделанные из бумаги или бересты .Местами же один из наряженных запасается большой корзинкой и становится на улице, а ребятишки (наряженные и замаскированные) в это время воруют в той избе, куда зашли они, хлеб или пироги и передают все это стоящему на улице. Кроме того, ребята нахватывают всевозможных вещей с повети: сани, пошевни, сохи, бороны, утаскивают их куда-нибудь под гору и сваливают в кучу .Так как считается, что на святках всем "вольно", т. е. можно делать, что .угодно, то и взыскивать за такие шалости и ругаться хозяину нельзя, а лучше караулить свое добро, чтобы его не растащили и не изломали. Большие же парни лазят на крыши и затыкают трубы соломой, перевертывают возы вверх полозьями и т. п." .

Вся важность святочных вечеров заключается в гаданиях, передаваемых из рода в род. Отыскивать первоначальное появление этих гаданий нет никакой возможности. Предания наших предков, письменные и словесные, ничего не говорят об этом. Было бы очень несправедливо, если бы мы приписали их существование временам нехристианским русского народа, как доселе делают с предметами, не вполне объяснимыми. Мы останемся при мнении, что святочные гадания усваивались русской жизни в продолжение многих веков, при постоянном или временном сношении наших предков с соседними народами.

Если бы была возможность тщательно проследовать отдельные поверия по пограничным местам в разных веках, потом следить их распространение по внутренним городам, тогда бы мы могли с точностью означить, из какой страны, из какого города, от какого народа перешли к нам суеверные поверия, где они были приняты, где нет, где исчезли, где и доселе существуют. Мысль едва исполнимая, едва возможная в своем осуществлении, но, как вероятная, она проистекает из дейсгвительного бытия мифов древней восточной жизни, столь редко переживавших свои периоды, столь явно переходивших от одного народа к другому.

Мы знаем быт великоруссов, мы постигаем быт малоруссов, мы верим в отдельное существование быта белоруссов; но можем ли мы смело сказать, что они отделены один от другого?

Их разнообразные проявления заставляют думать, будто они никогда не сливались один с другим, будто никогда жизнь великорусская не селилась на полях малорусских, если бы, история не указывала нам да; постепенные возрасты того и другого, если бы не говорили нам дела, что каждый из них осуществлял свою данную мысль при содействии другого. Отчего мифы, доверья, семейные сказания Белоруссии отличаются от мифов, поверий, семейных сказаний Великоруссии? Отчего малорусс верит в поверие, едва известное великоруссу и о котором совершенно не знает белорусс? В чем заключается основная причина переселения мифов от одного народа к другому? Отчего происходит их усвоение той иди другой общественной жизни? Подробное обозрение общественной и семейной жизни решительно оправдывает предположение о переходе поверий в русскую жизнь в продолжение многих веков и многих народов.

Святочные гадания, совершаемые доселе, в русской семейной жизни, производятся вечерами, с 25 декабря по 5 января (по старому стилю), и притом в разное время. Так, одни совершаются вечером, другие в полночь, а третьи приготовляются ко сну.

Существует множество способов "настоящих" гаданий.

К примеру, на вещий сон. Для этого нужно чистой расческой расчесать на ночь волосы и положить ее под подушку со свежей наволочкой. Перед тем как заснуть, следует пытаться представить образ желанного человека. Он и приснится во сне.

Можно прибегнуть и к более сложному гаданию на суженого. Берут два зеркала разных размеров (одно в два-три раза больше другого) и ставят их одно против другого, чтобы образовался зеркальный коридор. Гадальщица садится сзади меньшего зеркала и заглядывает поверх него в большее и видит там убегающий зеркальный коридор. Приступать к гаданию нужно после 12 часов ночи, поставив по обе стороны меньшего зеркала свечи. Теперь нужно набраться терпения и долго вглядываться в зеркальный коридор. Как только желанный образ покажется в конце коридора, надо сразу набросить на меньшее зеркало чистый платок или просто убрать его.

Можно гадать на чистом листе бумаги. Участвуют 2-3 человека. Каждый сам комкает белый лист, кладет его на чистое блюдо или на большую плоскую тарелку и поджигает. Когда лист сгорит или почти сгорит, на блюде образуется горка пепла и остаток сгоревшей бумаги. Теперь следует создать проекцию теней на стене при помощи свечи. Внимательно рассматривая тени, можно усмотреть на стене различные картины, образы, символы. Остается истолковать их каждым участником гадания или всеми сообща.

Гадание на воске. Растопите воск в кружке, налейте молоко в блюдце и поставьте у порога квартиры или дома. Произнесите: "Домовой, хозяин мой, приди под порог попить молочка, поесть воска". С последними словами вылейте в молоко растопленный воск. А теперь внимательно смотрите. Если увидите застывший крест, ждут вас в новом году какие-то болезни. Если крест только покажется, то в наступающем году ваши финансовые дела будут идти не слишком хорошо, а в личной жизни одолеют неприятности, но не слишком серьезные. Если зацветет цветком - женитесь, выйдете замуж или найдете нового приятного партнера. Если покажется зверь, будьте осторожны: появится у вас какой-то недруг. Если воск растечется полосками, предстоят вам дороги, переезды. Если воск ляжет звездочками - ждите удачи на службе, в учебе. Если образуется человеческая фигурка, то появится у вас новый друг.

Несколько необычное и экзотичное гадание - на куриных костях. Нужно съесть на ужин курицу. Косточки положить на красный лоскуток на землю за пределами дома: за калиткой, если живете в частном доме, и за подъездом, если вы живете в многоэтажном. Затем надо произнести такое заклинание: "То, что было в яйце, то, что вышло из яйца, что по двору гуляло и пшено клевало. То, кому голову рубили, с лапшой варили. То, чем я повечеряла, чьи кости из плоти изъяла, скажите: быть моему желанию в исполнении или нет? Что зародилось в яйце, - завтра дай ответ". Утром посмотрите: если костей нет на месте, значит, желание не исполнится. Если снегом замело, значит вам надо отказаться от своего желания. Если кости на прежнем месте, но одна или несколько в стороне - это означает, что сначала дело ваше пойдет на лад, а потом расстроится. Если же кости целы и на том месте, где вы их оставили, значит все будет, как вам хочется, и желание исполнится.

Гадание с ладаном. Около 12 часов ночи заприте двери, задерните шторы, постелите чистую скатерть, поставьте на стол два прибора (или две тарелки), зажгите свечу. Сядьте за стол перед одним из приборов, положите на обе тарелки по кусочку ладана и начинайте читать заговор для гадания. При этом правой рукой то с одного прибора, то с другого берите кусочек ладана и подносите к свечке поочередно. Дочитав заговор, бросьте один кусочек ладана на стол, а другой положите под подушку. Укладывайтесь спать, сон будет вещим: о чем гадали, то и увидите. Текст заговора: "Ладаном в церкви ладят, дома им болезнь правят, под Рождество на него гадают. Ладан, ладан, было бы ладно тобой погадать, всю правду узнать. Как ты, ладан-батюшка, чист, свят и честен, так и сон мой будь правдив".

Человек всегда тревожится о своей судьбе, об успехе дела, о здоровье, о любви. Гадают по-разному: бросают монетку вверх, по полету и крикам птиц, по дыму от костра, по пене и струям бегущей воды. Но конечно, самые интересные и таинственные гадания бывают в новогоднюю ночь, на Рождество или Крещение. Только в рождественскую ночь можно принести к проруби коровью шкуру и, усевшись на нее, загадать желание: например, оказаться в доме будущего жениха, или оказаться в собственном будущем. Лишь наступит полночь, выйдут из проруби водяные бесы, подхватят кожу и полетят, куда велено. Но уж когда назад полетят, будут спешить нырнуть в свою прорубь вместе с гадальщиком. Тут уж надо не зевать и вовремя сказать: "Чур сего места!" - а не то ждет погибель.

Гадание имеет такую глубокую древность, что уже многочисленные виды его мы встречаем среди различных памятников Египта, Греции и в других странах мира.

Среди славян гадание было весьма распространенным, и им преимущественно занимались жрецы, ведуны, знахари, ворожеи, кудесники и колдуны. Даже в библии и то мы встречаем неоднократные случаи гадания.

В древней Руси, гадание было распространено особенно в эпоху теремного затворничества. В длинные, зимние вечера сенные девушки боярыни и боярышни коротали время и пытались проникнуть в область таинственной судьбы и разгадать свое будущее.

Виды гаданий крайне разнообразны и поэтому, не приводя здесь всех, мы остановимся лишь на наиболее употребительных и популярных.

1. ЛИТЬЕ ВОСКА
Для того, чтобы можно было выполнить это гадание, берут восковую свечу(можно и простую, парафиновую, елочную) и изломав ее на мелкие кусочки, положить в металлическую ложку. Ложку нагревают на свечке до тех пор, пока кусочки пока кусочки не превратятся в расплавленную жидкость. Когда воск растаял, берут таз с водой и сразу одним духом выливают в воду содержимое ложки. По полученной фигуре гадают, причем большую роль здесь играет фантазия. Одни видят в бесформенных массах воска автомобиль, другие - фигуру молодого человека или молодой девушки, третьи - кровать (болезнь). Четвертые - поезд, пятые - гроб и т.д.

2.КОЛЬЦО В ВОДЕ.
Надо взять обыкновенный стакан с совершенно ровным дном, без всяких рисунков, налить в него три четверти воды о осторожно опустить на середину круглое обручальное кольцо, предварительно вычищенное. Потом надо продолжительное время смотреть через воду в середину опущенного кольца. При довольно богатой фантазии, многие уверяют, что видят лицо будущего жениха.

3.ПОДСЛУШИВАНИЕ.
Ходят слушать к запертой церкви к ее дверям или часовне, выбирая для этого ясную, лунную ночь. Слушающие обязательно должны быть девушки! По поверию, будто бы. Можно услышать или венчальное пение или за упокой - кому суждено в этом году выйти замуж или умереть.

4.БРОСАНИЕ БАШМАЧКА.
Гадающие девушки обыкновенно выходят за околицу деревни и бросают впереди себя башмачки (с левой ноги). И уже, судя по тому, куда указывает носок башмака можно судить о том , с какой стороны будет суженый. Если же носок башмака указывает на околицу, то это означает, что гадающая в этом году замуж не выйдет.

5.ГАДАНИЕ С ПЕТУХОМ.
По полу рассыпают считанные зерна и потом ровно в 12 часов ночи берут петуха с нашеста (рекомендуется черного) и пускают его в комнату, где сообразно с поведением птицы расценивается будущее. Если все зерна склеваны, то в этом году будет удача, и тот, кто кормил, выйдет замуж. Если склевано некоторое количество зерен, то по этому можно определить, через сколько времени совершится событие или какая из девушек выйдет замуж. Предположим. Петух склевал три зерна, значит, 3-я девушка выйдет замуж. Если петух вообще не клевал - это означает неудачу в этом году.

6.ГАДАНИЕ С ЛОДОЧКОЙ.
для этого гадания берут таз с водой так, чтобы он был не совсем наполнен водой. На бортах этого таза вешают или прикрепляют перегнутые полоски с именами гадающих или пишут на них возможные события: свадьба, увлечение, похищение страстная любовь, неудачи, болезнь и т.д. берут скорлупу грецкого ореха (его половинку) и в середине его устанавливают маленький огарочек свечи (можно елочной). Пускают кораблик на середину таза, и в зависимости того, к какому краю он подойдет и какую бумажку подожжет, такое событие и случится с тем, имя которого написано на бумажке или кто гадает.

7.ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ.
Надо заготовить маленькую бумажку и карандаш к тому времени, когда под новый год будут бить часы 12. После первого удара надо успеть написать желание, сжечь бумажку, размешать пепел в шампанское и выпить прежде, чем часы закончат бить 12.

8.ИМЯ СУЖЕНОГО.
Выходят за ворота и опрашивают прохожих, спрашивая имя женщины у мужчин или имя мужчины у женщин. Указанное имя обыкновенно указывает на имя суженого или суженой.

9.ПРЫГАНЬЕ ЧЕРЕЗ КОСТЕР.
В ночь под Ивана Купала разводится большой костер из сучьев и соломы и прыгают через огонь с разбега. Причем, удачный прыжок, если пламя не коснется прыгающего и не будет искр, означает выход замуж или удачу.

10.ГАДАНИЕ С ЛЕПЕШКОЙ.
Вечером по новый год пеклась лепешка из муки с большим количеством соли. И потом ее клали под подушку гадающего. Но так чтобы он не знал что ему положили эту лепешку. Обычно это делает кто-то другой (родители, подруги). А утром спрашивают, что приснилось ночью. Если приснилось, что кто-то подал воды напиться и кто - то это и будет его суженый.

Все гадания, а также перемена личины, т.е. маскарад, осуждались церковью в свое время и считались делом нечистым. Вот почему в народных обычаях время гаданий приурочивалось к 12 часам ночи. Наиболее удачными днями гаданий считаются Святки, ночь под новый год, под Крещение и летом в день Ивана Купалы. Обычно в старину гадавшие и ряженые в день освящения воды на Крещенье, несмотря ни на какой мороз, окунались в прорубь, смывая этим свои грехи.

гадание гадания замуж имя берут время воск гаданий